Нью-Йорк, вокзал Гранд Сентрал

Июнь 03, 2014 От: Татьяна Соколова
Гранд Сентрал – известное и по-своему уникальное здание в городе Нью-Йорк . И пусть период популярности железных дорог уже прошел, поезда с успехом заменили самолеты, но Гранд Сентрал был и остается самым большим вокзалом в мире (на нем 44 платформы и 67 путей). Они, разумеется, находятся под землей, поскольку она в Нью-Йорке никогда не была дешевой, и занимать драгоценные акры путями было довольно нецелесообразно. Роскошное здание Гранд Сентрал – это всего лишь малая часть того настоящего царства, скрытого под ним, пути и платформы расположены под многочисленными примыкающими к вокзалу кварталами. Гранд Сентрал некогда связывал Нью-Йорк со всей страной, когда был бум на перевозки по железным дорогам. Сейчас основным вокзалом Нью-Йорка стал Пенсильванский вокзал, а с вокзала Гранд Сентрал отходят пригородные поезда. Но, несмотря на свой скромный статус пригородного вокзала, Гранд Сентрал умудряется сохранять пропускную способность до восьмисот тысяч человек ежедневно.



Вокзал Гранд Сентрал многие опознают на фотографиях по огромному центральному залу. Украшает его потолок панорама звездного неба. У него есть особенность, которая поначалу не видна: оно вывернуто наизнанку, или проще говоря, небо изображено так, как бы его было бы видно из космоса. Неизвестно, почему так сделали, по одной из версий, художники скопировали средневековый звездный атлас, где небо изобразили так, как бы его видел Бог, с обратной стороны небосвода, по другой версии, художники просто неправильно перевернули эскиз и нарисовали все наоборот. Вокзалу более ста лет и созвездия за это время серьезно поистерлись, а в созвездии Близнецов остался только один. Но небо отреставрировали, почистили и теперь оно снова сияет во всей своей красе.



Гранд Сентрал роскошен и снаружи, и изнутри. Строили его в популярном тогда французском архитектурном стиле «beaux-arts», что означает стиль «изящного искусства». Этот стиль характеризовался тем, что в нем сконцентрировалось все только самое помпезное, красивое и пышное из античности и барокко. Примешался здесь еще и стиль классицизма, что придало вокзалу симметрию, и в конечном итоге получилась роскошная смесь из нескольких стилей, которая удивляет любого, кто приезжает посмотреть на вокзал. Стиль «beaux-arts» применяли в основном при постройке общественных зданий, поскольку масштабы были не в пример больше, чем при возведении жилых домов, а это важно для стиля «beaux-arts». Одно из самых известных зданий в этом стиле – знаменитая парижская Опера Гарнье. Соединенные Штаты не захотели оставаться в стороне и в эпоху «позолоченного века» этот роскошный архитектурный стиль стал очень популярным. К слову, «позолоченный век» стал так называться из-за большого количества подобных зданий. В стране в конце XIX века царил индустриальный бум, возводились богатые особняки и высокие небоскребы, но настоящий «золотой век» в Соединенных Штатах наступит только в 50-е годы, после войны.



В украшении Гранд Сентрал приняла участие семья транспортного магната, миллионера Корнелиуса Вандербильта. Вандербильты стали спонсорами во время постройки вокзала в начале двадцатого века и впоследствии перед вокзалом Гранд Сентрал установили памятник основателю семейства. Вандербильты лично приняли участие в декорировании Гранд Сентрал, и следы этого участия можно встретить буквально на каждом шагу. В нишах расположены совершенно непримечательные барельефы, но они-то и являются символом стремления человека как-то оставить свой след в жизни, понять, свое место в пространстве и времени. Глава клана, Корнелиус Вандербильт был родом из простой семьи, но Америка тем и хороша, что здесь всегда был актуален девиз «сделай себя сам». Так все и случилось. Когда Корнелиус уже разбогател, он пожелал оставить о себе память, поэтому для семьи придумали символ, отдаленно напоминающий герб: дубовые листья и желуди. Они изображены на барельефах, символизируя изречение: «из небольшого желудя вырастает могучий дуб». Их на вокзале множество, они видны на барельефах, на старинных светильниках в Вандербильт-холле, на билетных кассах.



Но на Гранд Сентрал светло только в Вандербильт-Холле, для того, чтобы освещать вечерами и ночью центральный зал, не будет достаточно даже самых мощных современных ламп, и поэтому там сумрачно. В дневное время ситуация немного другая, так как для того, чтобы освещать это огромное пространство задумывались огромные окна. Есть старая фотография с изображением центрального зала Гранд Сентрал. Это самая известная фотография Нью-Йорка и Америки. На ней видно, как столбы света пронизывают окна. Этот эффект освещения был достигнут благодаря пыли, сейчас такого уже вряд ли удастся добиться. Но Гранд Сентрал процветал недолго: в 40-е годы железнодорожное сообщение стало приходить в упадок, в 60-е оно стало абсолютно убыточным, и вокзал сначала хотели взорвать за ненадобностью и освободить место для более прибыльного проекта. Такая участь постигла Пенсильванский вокзал, его все-таки снесли, хотя говорили, что он был еще роскошнее и помпезнее Гранд Сентрала. Но усилиями общественности Гранд Сентрал был спасен. И еще немного о вокзальных интерьерах. Одна из главных его деталей, помимо звездного неба – это знаменитые часы, расположенные в центральном зале. Они известны и горожанам, которые любят встречаться под ними (когда говорят «у часов», то сразу ясно, о каких часах идет речь), и всему миру, поскольку на вокзале снимали множество фильмов, и вокзальные часы почти всегда попадали в кадр.

Теги: Нью-Йорк , США , вокзалы

Комментарии

  • NoCIva - Июнь 04, 2014 Reply

    "Большой Центральный Вокзал!!!!! Такой БОЛЬШОЙ и такой ЦЕНТРАЛЬНЫЙ!!!)))" - цитата из мультика Мадагаскар! :)

  • Jeong - Июнь 05, 2014 Reply

    Да, мне нравится Вокзал этот. Он поражает своей красотой!

  • Ирина - Июнь 17, 2014 Reply

    Да, здание вокзала действительно потрясающее, особенно нравится панорама звездного неба.

  • Наталья - Июль 01, 2014 Reply

    Удивительно, как красиво может выглядеть обычное административное здание!


Оставить комментарий

Необходимо , чтобы оставить комментарии!